История
Строительство завода и первая продукция
Выборгский судостроительный завод был основан 12 ноября 1948 г. с утверждения «Временного положения о введенном в частичную эксплуатацию заводе 870 МСП». Завод стал полноценным предприятием в составе Министерства судостроительной промышленности. В 1949 году при плане сдачи первых двух несамоходных барж было сдано восемь. Чуть позже, в 53-56 годах завод начинает осваивать более сложные заказы, в частности, самоходные баржи разных модификаций. В сентябре 1954 г. в эллинге впервые закладывается головной десантный корабль. С 1953 по 1956 гг. заводом было сдано 318 несамоходных и 20 самоходных барж, 3 малых десантных корабля.
Переход к среднетоннажному гражданскому судостроению. Серийная постройка
В начале 60-х годов вводятся в строй последние сооружения технологической цепочки производства. Предприятие получает возможность сосредоточиться на отработке технологий серийной постройки судов. В сжатые сроки заводу удается наладить выпуск крупных серий лесовозов (до 11 единиц в год). Далее перед заводом ставится задача довести выпуск судов до 16 единиц в год. Реализуется комплексная программа «Выборг», которая предусматривала проектирование, изготовление и освоение на ВСЗ комплексно-механизированных линий и участков для изготовления основных типовых узлов и секций. Идеи механизации производства, заложенные в этих проектах, сегодня уже на новой технике внедряются на многих заводах за рубежом. Но впервые они были воплощены на выборгской верфи. В конце 70-х для ВМФ строятся 2 судна спасателя (одно из них — «Михаил Рудницкий» — участвовал в спасательных операциях при авариях подлодок «Комсомольца» и «Курска»; до сих пор в строю). Сдаются и 2 поисково-обследовательских судна для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 м.
Переориентация завода на выпуск плавучих буровых установок
С 1978 года ВСЗ осваивает новую продукцию — плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. На первом этапе освоения ППБУ завод поставил для эксплуатации на Каспийском море с окончательной сборкой в Астрахани полностью готовые 900 тонные блок-модули и понтоны на 6 ППБУ. В 1982-1990 гг. поставлены во Вьетнам 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ. С 1985 по 1991 год для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 ППБУ типа «Шельф», в настоящее время все платформы успешно эксплуатируются. В 1990-1993 годах были впервые в СССР сданы для эксплуатации в открытых морях две СПБУ типа «Мурманская».
Проект века – космический стартовый комплекс «Sea Launch»
В 1993 году ВСЗ закончил свою историю как государственное предприятие. Руководство завода налаживает контакты с норвежской компанией Мосс Технолоджи, которая предложила контракт на ремонт и модернизацию поврежденной ППБУ «Одиссей». Через несколько лет, в 1997 году, эта установка превратилась в проект, не имеющий аналогов в мире — космический стартовый комплекс «Sea Launch» («Морской Старт»). Для реализации этого проекта был создан международный консорциум; объём поставок ВСЗ составил 57,6%.
Освоение шельфа
В 2000-2006 годы заводом построены серия траулеров и серия судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, выполнен контракт на постройку шести танкеров для компаний из Казахстана. Завод активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, в частности, в строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Выборгским предприятием было осуществлено изготовление многофункциональной полупогружной платформы со свободной палубой по проекту Moss Maritime AS. В 2007 году верфь выиграла тендер на строительство двух ППБУ («Полярная звезда» и «Северное сияние») по проекту Moss CS-50 MkII. В целях ускорения разработки проекта и строительства ППБУ нижний корпус изготовил Выборгский судостроительный завод, а верхнее строение - корейская компания Samsung Heavy Industries. В июле 2010 года в Корее была произведена уникальная технологическая операция по наплыву и стыковке верхнего строения ППБУ «Полярная звезда» на нижнее основание. В ноябре 2010 года такая же операция была проведена для второй платформы «Северное сияние». Передача первой ППБУ «Полярная звезда» заказчику состоялась в 2010 году, второй — в 2011 году. Все этапы строительства одной платформы от закладки до поставки заказчику заняли 36 месяцев.
Ледокольный флот
В 2012 году верфь начала строительство линейных дизельных ледоколов проекта 21900 М мощностью 18 МВт. Передача заказчику головного ледокола «Владивосток» состоялась в соответствии с контрактными сроками в октябре 2015 года, второго в серии судна «Мурманск» в декабре 2015 года, третьего ледокола «Новороссийск» в декабре 2016 года.
В конце 2015 года на заводе начали строительство двух многоцелевых ледокольных судов обеспечения проекта IBSV01 ледового класса Icebreaker 8, мощностью 22 МВт. Головное судно «Александр Санников» было спущено на воду в ноябре 2016 года, серийное судно «Андрей Вилькицкий» спустили на воду в июле 2017 года. После успешного прохождения ходовых испытаний оба судна были переданы заказчику ПАО «Газпромнефть Шиппинг» в 2018 году. На данный момент суда проекта IBSV01 являются самыми мощными дизель-электрическими ледоколами в мире.
В 2015 году также был подписан контракт на строительство портового ледокола «Обь» проекта Aker ARC 124 по заказу ФГУП «Атомфлот», для проекта «Ямал СПГ». На ледоколе установлены 4 винторулевые колонки типа Azipod по 2 МВт каждая. Класс судна - Icebreaker 7. Закладка судна прошла в сентябре 2016 года, в июне 2018 года было спущено на воду, а в октябре 2019 было передано заказчику.
В период с 2012 года по 2019 год Выборгскими корабелами были построены и переданы заказчикам суммарно 6 новейших инновационных ледоколов последнего поколения!
Рыболовные траулеры
В настоящее время на Выборгском судостроительном заводе ведется параллельное строительство рыболовных траулеров процессоров проектов КМТ01 и КМТ02 в различных модификациях.
С 2016 года на Выборгском судостроительном заводе ведется строительство «под ключ» серии из четырёх крупнотоннажных рыболовных траулеров-процессоров проекта KМТ01 для работы на Северном бассейне. Заказчиком является АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»). Каждое судно будет оснащено современным траловым комплексом последнего поколения, что даст судну возможность производительности до 140 тонн сырца в сутки. Головное судно проекта KMT01 «Баренцево море» было передано заказчику в сентябре 2020 года и является первым судном построенным на отечественной верфи в рамках государственной программы «инвестиционных квот», предусматривающей выделение дополнительных квот на вылов биоресурсов компаниям, строящим суда на верфях Российской Федерации. Первое серийное судно «Норвежское море» передан заказчику в сентябре 2021 года, два серийных судна «Белое море» и «Карское море» спущены на воду.
В декабре 2016 и мае 2017 года также были подписаны контракты на строительство четырех рыболовных траулеров проекта КМТ02 для компаний ООО «Норд Пилигрим», ООО «КОМПАНИЯ ЛКТ» (входит в ООО «УК «ФОР») и АО «АТЛАНТРЫБФЛОТ» (входит в ООО «УК «ФОР»). Траулеры с ледовыми усилениями категории Ice3 и траловым комплексом последнего поколения предназначены для лова донных пород рыб. На борту будет размещено оборудование с планируемой производительностью вылова и круглосуточной заморозки до 100 тонн рыбы в сутки, а также комбинированные трюмы для морской продукции ёмкостью до 375 куб. м.