Задать вопрос руководству верфи

Вы можете написать вопрос или предложение, связанное с деятельностью ПАО «ВСЗ». Ответ будет направлен на Вашу электронную почту.

Нажимая на кнопку «Отправить вопрос», вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.

 Версия сайта для слабовидящих
Праведников Борис Александрович

Родился в 1933 году в г. Павловске под Ленинградом, где про­живала в то время семья: отец, мать, Борис и младший брат Виктор. Отец в 1939 году погиб на советско-финской войне, поэтому весь груз забот лег на мамины плечи. В сентябре 1941 года немцы вошли в город, и для жителей пришло время лишений, унижений и голода. Продуктовых запасов не было, магазины не ра­ботали, а немцы выдавали какое-то питание лишь тем, кто работал. Особенно тяжелой выдалась зима 1942 года, когда семья оказалась на грани гибели от голода. В авгу­сте 1942 года, ночью, всех разбудили, посадили в крытые машины, и повезли в неизвестность. Оказалось, что везли в Гатчину, где несколько тысяч человек разместили в быв­ших конюшнях, уже обнесенных колючей проволокой, и приспособленных под концлагерь. Потянулись страшные лагерные «будни» с постоянными унижениями, избие­ниями, издевательством и мародерством. Среди узников была огромная смертность, особенно после зимы 1942-43 годов. «Оказалось, что наш лагерь был фильтрационным, и людей постоянно, куда-то увозили. Как выяснилось, их посылали в лагеря смерти в Рождествено и Остров Псков­ской области, где были оборудованы газовые камеры и крематории. Накануне новой отправки, мать помогла мне и брату бежать из лагеря той ночью. До февраля 1944 года мы укрывались у маминой знакомой, пока Гатчину не ос­вободили советские войска» - вспоминает Борис Александрович. На Выборгский судостроительный завод он пришел работать в 1958 году после окончания Колпин­ского машиностроительного техникума. Долгое время трудился сварщиком, заслужив высокий 5-й квалифика­ционный разряд. Далее работал инженером, а с 1962 года начальником отдела охраны труда завода. За долголетний, добросовестный труд имеет множество наград и поощре­ний, является Почетным ветераном ВСЗ.

Емельянова Евгения Александровна 

«11 апреля 1945 года узники концлагеря «Бухенвальд» подняли интернациональное восстание и освободили более 20 тысяч человек, в том числе 900 детей. По решению ООН эту дату во всем мире отмечают как Меж­дународный день освобождения узников фашистских лагерей. На поколение быв­ших несовершеннолетних узников, кому сейчас далеко за 70-т, выпал тяжкий крест пережить то, что разумом не по­нять. Месяцы и годы их детства прошли на нарах, в бараках и сараях на чужой земле под лай собак и свист плетей над­зирателей. У всех детей-узников, как и у взрослых, было одно заветное желание – чтобы скорее за­кончилась война. Там в неволе, сиюминут­ное буду­щее зави­село только от Победы. Не было бы Победы, не было бы и нас». Евгения Александровна после окон­чания Лесотехнической академии им Кирова в 1966 году пришла работать на ВСЗ. Была помощником мастера, масте­ром, технологом и старшим технологом деревообрабатывающего производства, начальником конструкторского бюро то­варов народного потребления. Наряду с производственной деятельностью всег­да занималась общественной работой – комсомольской и профсоюзной. Более 11-ти лет избиралась заместителем председателя завкома. С 1996 года является членом Совета ветеранов завода. Возглавляет секцию несовершеннолетних узников, а с 2008 года взяла также под свою опе­ку участников войны. Внимательная, добрая, ответственная и инициатив­ная, пользуется большим уважением и авторитетом. Награждена медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», является Почетным ветераном завода.

Юрова Тамара Мартыновна

«Время войны – это страшные годы моего детства, пережить которые не по­желаешь никому. Нас, мирных жителей многих окрестных деревень фашисты собрали, и как скот погнали на истребле­ние в страшный концлагерь «Озаричи». Наших ма­терей били, унижали, морили го­лодом, а над нами – деть­ми прово­дили бесче­ловечные медицин­ские опы­ты, брали кровь, так что выжить никто не надеялся. О кон­цлагере «Озаричи» можно рассказывать бесконечно много, но вспоминать очень больно. Здесь нас было три сестры, мама и бабушка. Когда Красная армия нас ос­вободила, мы были настолько измучены и обессилены, что выглядели как тени. Мамы уже давно нет, да и мы уже не мо­лоды, но того страшного времени нам не забыть, сколько будем живы». Тамара Мартыновна трудилась на ВСЗ 30 лет, была судовым маляром. За самоотверженный, добросовестный труд имеет звания «Лучший по профессии», «Ударник коммунистического труда», ее портрет не раз украшал заводскую Доску почета, награждена медалью «300 лет Российскому флоту», является Почет­ным ветераном ВСЗ. Тамара Мартынов­на пишет стихи. Вот отрывок одного из них: «…То, что в концлагере мы повида­ли, с памяти детской нам не стереть. Мы – ветераны всем завещаем – мир на пла­нете беречь!»

Дмитриев Петр Федорович

Когда началась война, Петру Федоровичу было всего семь лет, и семья проживала в деревне Лодзья Мгинского района Ленинградской области. Кроме него в семье были две младшие сестренки – Оля и Валя. В августе 1941 года немцы вошли в деревню, и для населения наступило время лишений и унижений. В феврале 1943 года всех жителей немцы погрузили в товарные вагоны вместе со скотом, и повезли в неизвестном направлении. Оказалось, что всех направили в Эстонию в концлагерь «Клоога», где поселили в бараках по нескольку семей в одной комнате. Русскоязычных узников держали отдельно от выходцев из других стран. Кормили один раз в день «баландой», хлеб давали редко, и тот с опилками. Отец тяжело работал на лесозаготовках, взрослые, и особенно дети сильно болели, многие умерли от голода и холода. В 1944 году, по решению немецких властей, семью Дмитриевых распределили к эстонскому хозяину, где на хуторе, все занимались уходом за многочисленным домашним хозяйством помещика. Очень тяжело работали с раннего утра до позднего вечера. В июне 1944 года Красная армия освободила Таллинн, и расположенный рядом хутор от немцев. Вернулись в Россию в ноябре 1944 года в город Выборг, где Петр Федорович пошел в школу, окончил семь классов в 1952 году. Затем поступил, а в 1955 году окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта им. Дзержинского по специальности «экономист». Три с половиной года работал в г. Клайпеда на судостроительном заводе. В 1958 году вернулся в Выборг, и 38 лет отработал на ВСЗ начальником бюро по нормированию труда. Петр Федорович постоянно занимался общественной работой: был парторгом цеха, членом профсоюзного комитета завода. Уйдя на заслуженный отдых, принимает активное участие в жизни Выборгского районного отделения малолетних узников фашистских концлагерей. За трудовые успехи награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «За заслуги в развитии ветеранского движения», является Почетным ветераном Выборгского района.

Никитина Людмила Ермолаевна

«До войны наша семья проживала в г. Новгороде. Мать – Клавдия Григорьевна, отец – Ермолай Спиридонович (инвалид детства), я и мой брат Александр. Наш город немцы захватили в конце августа 1941 года, а уже в январе 1942 года нас насильно вывезли в концлагерь, располагавшийся в г. Граево (Польша). От бесчеловечных условий умер отец, а буквально через полгода мама родила младшего брата Ванечку. Не буду описывать череду мучений, унижений, холода и голода, который перенесли мы вместе со всеми узниками, об этом много написано в многочисленной литературе. Далее нас купил и увез к себе в поместье под Кенигсбергом немецкий помещик, где наша мама тяжко трудилась на различных сельскохозяйственных работах с раннего утра и до позднего вечера. Я и мои маленькие братья целыми днями были предоставлены сами себе, питаясь, чем попало, и, терпя унижения наших рабовладельцев. После освобождения Восточной Пруссии советскими войсками, мама работала в воинской части: стирала бельё, бинты, выполняла различные подсобные работы. Затем трудилась в совхозе №2 под Кенигсбергом. Мы – маленькие дети старались помогать ей, как могли, разделяя радости и трудности военного быта. В апреле 1946 года мы вернулись обратно в Новгород, но тут же были высланы из города, так как во время войны находились на территории Германии. Начались наши очередные мытарства. Дома нет, работы нет, а так же никаких средств к существованию. Мы – малые дети просили милостыню, и люди жалели нас, делясь теми крохами, которые тяжко зарабатывали в то тяжелое время. После окончания семи классов, я поступила в ФЗО, где получила специальность штукатура, уехав работать в Новгород. Вышла замуж, и вслед за супругом переехала в Выборг, где пришла, работать на ВСЗ. Вместе с мужем вырастили и воспитали дочь. Сегодня у нас в семье две внучки и две правнучки. По нам – узникам концлагерей, тяжелой поступью прошла война. Поэтому, во имя погибших, мы говорим: нет фашизму, под какой бы личиной он не скрывался. Такому не должно быть больше места на Земле!»

Ковалева Галина Федоров­на

Галина Федоровна росла в многодетной семье, где кроме нее было еще шестеро детей. К началу войны Галине Федоровне было всего пять лет. Семья жила в дерев¬не Воронин Остров под Ленинградом. Мама работала в колхозе, а отец был машинистом паровоза, и, имея «бронь» от призыва в армию месяцами был в поездках, вывозя оборудование заводов и фабрик на Урал. Когда разрешили эвакуацию гражданского населения, немцы уже вплотную приблизились к Ленинграду. Начались постоянные авианалеты, бомбежки и обстре¬лы колонн мирных людей. К тому времени все дороги были перерезаны фашистами, поэтому пришлось вернуться обратно в деревню, куда вскоре вошли захватчики. Семью Галины Федоровны выгнали из дома, забрали всю домашнюю живность и продукты питания. Тогда им пришлось жить в бане, питаясь впроголодь. Галина Федоровна рассказывает: «В деревне нашлись предатели и пособники врага, одному из которых отец плюнул в лицо, и сказал, что мы все равно победим. За этот поступок его чуть было не расстреляли, но затем отправили на лесоповал, где работало все взрослое население деревни под присмотром полицаев. В 1943 году родилась маленькая сестренка, и в семье стало семеро детей. Началось наступление советских войск, и нас вместе с остальными жителями погрузили в товарные вагоны и вывезли в Литву, где мы батрачили на местных помещиков. По мере отступления немцев, нас отправили в Германию в концлагерь «Мариендорф», где в нечеловеческих условиях заставляли заниматься ремонтом железнодорожных путей. Кормили 2 раза в день брюквой, а 12-летнего брата, взявшего морковку, избили до полусмерти. Чувствуя неминуемый конец, фашисты приготовились взорвать лагерь вместе с узниками, но стремительное наступление советских войск сорвало эти зловещие планы. 25 апреля 1945 года узников освободили. Затем мы вернулись в деревню, где не осталось ни одного целого дома, поэтому жили в землянке. В 1946 году переехали на станцию Ханнила Выборгского района, где нас нашел отец, и семья воссоединилась. Жили очень трудно, переболела тифом, и по состоянию здоровья окончила всего 9 классов. Двенадцать лет работала в Ханниле телефонисткой, затем поступила на ВСЗ, где трудилась более 22-ти лет в деревообрабатывающем цехе, откуда ушла на заслуженный отдых». Галина Федоровна вырастила и воспитала сына и двух внуков. За добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда».